Армен Тигранян и его опера «Ануш»
Армен Тигранян, выдающийся армянский композитор, автор бессмертной оперы «Ануш», написанной по одноименной поэме Ованеса Туманяна, оперы «Давид-Бек», песен, ставших народными, хоровых и фортепианных сочинений, родился в 1879 году в городе Александрополе (ныне Гюмри). Его отец, Тигран Тигранян, часовых дел мастер, избранный городской общественностью попечителем монастырской школы, был человек весьма образованный. Он часто ездил в Европу, бывал в России, знал и любил русскую культуру. В семье очень серьезно относились к проблеме образования. Особенно поощрялось все, что касалось искусства. Сам глава семьи участвовал в организации театральных представлений местного любительского драматического кружка, а его супруга Тируй Тигранян увлекалась поэзией, писала стихи.
Огромную роль в воспитании художественного вкуса будущего композитора сыграл сам город. Здесь всегда можно было услышать прекрасные песни гусанов, как местных, так и приезжих издалека, виртуозов, играющих на таре, каманче, свирели, дудуке. А по праздникам пронзительные звуки зурны с дробным фоном доола, отбивающего прихотливый ритм, заполняли город.
Уже в детстве Армен Тигранян решает стать «настоящим композитором». Видимо, обратив внимание на одаренность сына, Тиграняны решили переехать в Тифлис. Здесь перед юношей открылись большие возможности. Он посещает концерты Тифлисского отделения Русского музыкального общества, оперные спектакли с участием Шаляпина, Броджи, Надежды Папаян, литературные вечера, театр. Вскоре после переезда он уже ученик Тифлисского музыкального училища по классу флейты, где с особой охотой посещает уроки теории музыки, которые вел русский композитор и этнограф Н.Кленовский. Здесь же, в Тифлисе, Армен Тигранян знакомится с выдающимся армянским композитором М.Екмаляном, воспитанником Петербургской консерватории, и берет у него частные уроки по композиции.
Велико было желание сочинять музыку, общаться с художниками, композиторами, поэтами большого и праздничного города, но уроки нравственного воспитания, полученные в доме отца, взяли верх. Армен Тигранян совершает на первый взгляд скромный, но по существу решительный и мужественный шаг, определивший не только его судьбу, но и развитие его родной культуры. В 1902 году, окончив музыкальное училище, он покидает Тифлис и возвращается на родину, в Александрополь, с горячим желанием отдать свои силы народному образованию.
В школах Александрополя тогда еще не преподавали музыкальной грамоты. И Армен Тигранян становится первым школьным учителем музыки.
Тогда в широкую программу народного образования включились лучшие представители армянской культуры. Выдающиеся писатели и поэты вели в школах уроки, читали народные лекции. Армянские композиторы и музыканты придавали большое значение развитию хоровой культуры. Комитас, Кара-Мурза уже проложили первые пути в этом направлении. И вот Армен Тигранян также становится одним из активнейших организаторов хоровых коллективов в армянских городах и селах. Можно представить те трудности, с которыми сталкивались энтузиасты хоровой культуры в то время. Изматывающий путь по горным дорогам, организация на месте хорового коллектива, работа с людьми, не знающими музыкальной грамоты, к тому же не привычными к хоровому пению – армянская песня одноголосна... Но сколько настоящей радости и удовлетворения приносила эта просветительская деятельность! Приобщение к хоровому искусству, к его консолидирующей силе, знакомство с прекрасными образцами профессиональной армянской, русской, европейской музыки производило переворот в сознании народа. Что же касается самих просветителей, – их силы удесятерялись в тесном общении с народным гением, и, может быть, поэтому каждый из них смог четко осознать и определить свои творческие задачи.
Южная окраина Российской империи в начале 1900-х годов жила в атмосфере предчувствия грозных социальных перемен. Эхо первых революционных восстаний в России докатилось и до Армении. На медных рудниках Алаверды и Кафана прошла волна крупных забастовок, волнения происходили в среде учащихся и солдат. Хор, созданный Арменом Тиграняном в 1905 году в железнодорожном депо Александрополя, одном из важных узлов Закавказской железной дороги, стал своего рода отзвуком революционных настроений. Хор исполнял обработки армянских народных песен, русскую классику и... революционные песни.
К этому времени Армен Тигранян уже признанный музыкальный деятель, композитор, хормейстер. Концерты его хоровых коллективов проходят в Ереване, Баку, имеют большой резонанс. Но подлинные творческие достижения Армена Тиграняна еще впереди. Позже он вспоминал: «Мысль написать армянскую оперу давно занимала меня, но все сюжеты, к обработке которых я собирался приступать, не воодушевляли меня в достаточной мере...»
Сюжета оперы не было, но все, что создавал в эти годы Армен Тигранян, отражало свет его будущей оперы. Он пишет песни и романсы на стихи прославленных поэтов, своих современников – Аветика Исаакяна и Ованеса Ионисяна. И маленькие шедевры – романсы на слова А. Исаакяна «Прохладой веют...», «Ах, мой путь...», «Бойся черных очей...» как будто предваряют в его творчестве вступление в мир поэтических образов другого великого армянского поэта – Ованеса Туманяна.
И вот перед ним поэма Туманяна «Ануш». «Она всецело захватила меня, – вспоминал композитор впоследствии. – Не говоря о высокой художественности поэмы, сама конструкция ее, ее замечательный пролог, скорбь фей о беззаветно влюбленных, серенада Capo на рассвете и т.д. – все это требовало облечь прелестную поэму в музыкальную форму, переложить ее на музыку. Увлеченный темой, я написал оперу...»
В день первого исполнения «Ануш» зал Народного собрания города Александрополя был переполнен. Люди, не попавшие в зал, собрались на улице, у открытых настежь окон. Это было 4 августа 1912 года. Известный музыковед Александр Шавердян, свидетель премьеры, писал: « Поистине, армянская классическая опера родилась в рубище! Достаточно сказать, что оркестр состоял лишь из двенадцати музыкантов. Среди исполнителей – и в хоре, и среди солистов преобладала молодежь школьного возраста, певшая с искренним увлечением и старательностью, но лишенная необходимого опыта и профессионального мастерства. Неприспособленность помещения, крайняя ограниченность средств, бедность костюмов и декораций – вот в каких условиях была осуществлена первая постановка «Ануш». И все же спектакль имел успех беспримерный. Публика, расходясь, уносила с собой запомнившиеся и полюбившиеся мелодии, органично слившиеся с образами туманяновских героев. Слава о новом произведении, встреченном как выдающееся событие в армянской культурной жизни, вышла за пределы Александрополя».
Когда закончился спектакль – запели слушатели. Опера стала народной. Расходились с зажженными факелами в руках, поскольку вечернего освещения в то время в Александрополе не было, и это факельное шествие поющей толпы как бы возвещало о будущей славе оперы «Ануш».
Спектакль несколько раз повторялся, а вскоре его затребовали и другие города. И вот Армен Тигранян и небольшая труппа артистов и инструменталистов с нехитрым багажом, в котором умещались костюмы, отправились в путь. Они объездили всю Армению и все Закавказье, и везде их ждал восторженный прием.
В 1913 году Армен Тигранян переехал на постоянное жительство в Тифлис. За год до этого там было основано «Тифлисское армянское музыкальное общество». Программа его была обширна: организация концертов, гастролей, издание музыкальных произведений и книг о музыке. Здесь же, в Тифлисе, издаются журналы «Гехарвест» («Искусство»), основанный Гарегином Левоняном, и «Татрон ев еражштутюн» («Театр и музыка»), основанный композитором Антоном Маиляном. Армен Тигранян активно включается в деятельность армянского общества и в работу журналов. В печати часто появляются его статьи. Как должна развиваться армянская музыка? Как правильно организовать школьное музыкальное образование? Эти и многие другие вопросы очень волновали его.
Рядом с ним в Тифлисе его единомышленники и друзья, известные деятели армянской культуры – поэты Ованес Туманян и Ваан Терьян, художник Геворк Башинджагян, композиторы Макар Екмалян и Вардкес Тальян, певцы Надежда Папаян и Шара Тальян. В архивах сохранилось много их фотографий, портретных и групповых. Поражаешься красоте этих людей, достоинству, написанному на их лицах, какой-то особой человеческой вескости...
В 1919 году в дни торжественного празднования пятидесятилетия Ованеса Туманяна по инициативе «Кавказского хорового общества» состоялась новая постановка оперы «Ануш». Впервые оперу сопровождал оркестр и большой хор. Это было, по существу, второе рождение оперы. Съехавшиеся на юбилей поэта гости и широкая общественность Тифлиса с восторгом открыли для себя этот оперный шедевр.
А в 1932 году состоялось открытие театра оперы и балета в Ереване. Первым оперным спектаклем стала опера Александра Спендиарова «Алмаст», написанная по поэме Ованеса Туманяна «Тмкаберди арумп» («Взятие Тмкаберда»). Следующей работой театра стала новая постановка оперы «Ануш». Творческое участие дирижера Георгия Будагяна было очень активным и плодотворным – он приспособил оперу к возможностям большого оркестра, заново сделал оркестровку. Г. Будагян стал и первым дирижером оперы, премьера которой в театре состоялась 27 марта 1935 года.
За все предыдущие годы Арменом Тиграняном было написано много песен, романсов и музыки к театральным постановкам. Но замысел создать оперу о талантливом полководце Давид-Беке, возглавившем в 1722 году народное ополчение, которое освободило важные области Восточной Армении от персидско-турецкого ига, все больше захватывает его. Наконец написано либретто, созданы первые страницы партитуры, намечены главные вокальные партии, и вдруг все меняется в один миг. Сообщение о начале Второй мировой войны застает Тиграняна за работой. С одной стороны, он еще более воодушевлен избранной темой, она становится актуальна – и там борьба против иноземных захватчиков и всеохватное народное движение к победе, с другой стороны, он не может спокойно писать. В конце концов композитор откладывает в сторону свою работу и берется за военные чертежи; одаренный и в этой области, он пытается внести свой скромный вклад в разработку новой военной техники.
Опера «Давид-Бек» была закончена в 1949 году, а год спустя композитора не стало. Премьера оперы на сцене ереванского театра состоялась в 1951 году. С тех пор она постоянно в репертуаре Театра оперы и балета им. Спендиаряна. Но вершиной творчества Армена Тиграняна, конечно же, остается опера «Ануш». В ней прекрасная поэма Ованеса Туманяна находит самое совершенное, самое адекватное воплощение. Здесь поэтическое искусство плавно перетекает в музыкальное, собрав в одно широкое и полноводное русло чистые родники народной песенности.
Армен Тигранян писал: «Художник должен всеми нитями быть связан с родной средой, с прошлым и настоящим своей истории; знать быт народа, чувствовать его горечь и грусть, его героику и его будущее... Любить родное небо, природу своей страны, ее краски...» Он так и жил.
Маргарита Рухкян, Ереван