По следам армян-халкидонитов
В последнее время в зарубежной прессе появляются статьи относительно богатого культурно-исторического наследия Турции. Лишь малая часть этих статей, однако, повествует о том, что на современной территории Турции проживали народы, которые были либо истреблены, либо насильно ассимилированы. Этнополитические процессы в этом регионе мира, пожалуй, всегда развивались динамично. Взаимопроникновение культур, лингвистические и религиозные особенности и как результат трансформация идентичности меняли не только этническую картину региона, но и прочные общественные устои и даже политическую систему целых государств.
В разные периоды истории армяне оказывались на перекрестке этнополитических изменений. Периодически от нации искусственно отторгались разные слои и группы армян, вливаясь в более комфортную для себя среду. Процесс этот принято считать ассимиляцией. Современные научные деятели Армении и диаспоры все чаще обращаются к вопросу об ассимилированных и так называемых «скрытых армянах». Как правило, основными регионами поглощения идентичности армян называют Турцию, Грузию и частично Азербайджан. Правда, армяне не всегда становились объектом насильственной ассимиляции. Исторические данные говорят о том, что армяне выбирали также путь так называемой «самовольной ассимиляции», оказавшись в среде, которая была для них благоприятна. Таким образом, в состав грузин-картлийцев и кахетинцев вливались крестьяне-армяне, а также армяне-горожане Тифлиса. Армяне Шаки, Шемахи, Евлаха и Нахиджевана сыграли самую активную роль в этногенезе азербайджанских тюрков. Во времена Византийской империи большинство армянской элиты того времени сроднилось с греками, образовав особую группу населения Византии, которая со временем просто растворилась. Так же было и во времена Османской империи, когда богатая армянская прослойка принимала ислам и весьма осознанно меняла свою идентичность. Влияние разных народов на этническое самосознание армян особенно ярко выражалось во время политических катаклизмов, когда армянская государственность была под угрозой, а нация морально истощена. В истории Армении часто упоминаются армяне-халкидониты, которые на протяжении нескольких веков играли существенную роль в политико-экономической жизни Византийской империи. Нужно отметить, что во время вселенских соборов, особенно Халкидонского (451 г.), в самой Армении уже имелись группы армян-халкидонитов. Это были этнические армяне – последователи Греческой Православной церкви, которые со временем расширили ареал своего проживания в Армении. В скором времени центральные, южные и северо-западные части Армении были населены уже преимущественно армянами-халкидонитами. Кроме того, к таковым территориям, прежде всего, относились Малая Армения и Каппадокия, где всегда существовали епархии церкви Византии, объединенные в Кесарийскую митрополию, впоследствии включенную в Константинопольский патриархат. Значение армянского элемента в политической и военной жизни империи может быть отмечено числом людей армянского происхождения, которые приехали, чтобы занять влиятельные должности. Они служили генералами, губернаторами провинций. Многие из них становились православными и со временем частью греческого этноса. В 1071–1084/86 гг. на юге Армении даже существовало государство православных армян, или так называемое Государство Филарета Варажнуни (Ф. Врахамия).
Византийский император Маврикий (ок. 539–602), сумевший захватить большую часть Армении, стал проводить политику насильственной халкидонизации Армении. Для закрепления халкидонизма в Армении Маврикий создал армянский антикатоликосат в Аване. Множество византийских семей армянского происхождения были именно халкидонитами, такие как Арменопулы, Феодороканы, Склиры, Куркуасы, Апокапы, Торникии, Фокады и другие. До вторжения арабов многие в Армении уже исповедовали православие. Особенно армяно-халкидонским считался регион Тайка. Армяне этого региона впоследствии полностью огрузинились, так как на этих территориях они тесно контактировали с грузинским культурным миром. Ныне регион Тайка (Ардаган, Ардвин, Олти, часть Тортума и долина реки Чорох) находится на территории Турции, и население этого региона состоит в основном из грузин-мусульман, которые, по данным исследователей, являются именно потомками армян-халкидонитов (исключение составляют лазы и аджарцы), принявших ислам в эпоху Османской империи. Одной из таких групп ряд ученых считают турок-месхетинцев, которые сначала огрузинились, а затем тюркизировались. Армянские княжеские роды и знатные семьи Тайка, приняв халкидонство, постепенно переходили в грузинское культурное пространство.
Более того, ученые придумали для такой армянской группы новый этноним «армяноивиры», которые в дальнейшем сыграли важную роль в истории Грузии. Например, известный военачальник Иоанн Торник – этнический армянин, осознавал себя больше грузином, нежели армянином, хотя и оставил армянскую надпись на хачкаре.
Другой армяно-халкидонской группой считались армяне – носители греческого языка Киликии, Малой Армении, Каппадокии и Понта. На этих территориях армяне-халкидониты чувствовали себя особо комфортно, так как граничили с греческим населением. Однако армяне-халкидониты создавали населенные пункты и во Фракии, а также на юге Болгарии, северо-западе Македонии. Во Фракии, в частности, располагались армян о - х а л к и д о н с к и е поселения – Визия, Адрианополь и ряд других. Грекоговорящие армяне-халкидониты проживали также в самой Западной Армении вплоть до 1929 года. Район Акна и пригороды Эрзерума считались одним из их оплотов.
Кроме этого, компактное население имелось также в Константинополе и Смирне (Стамбул и Измир). В Османской империи армян-халкидонитов называли «хайурумы». В 1923-24 гг. согласно пунктам Лозаннского договора между Турцией и Грецией хайурумы, или по-турецки – «ermenirum » (которые были упомянуты в турецких документах МВД), вместе с греческим населением переехали в Грецию. Большая их часть переселилась в крупные греческие города. Но некоторая часть этих православных армян осела на острове Эвбея, образовав поселение Новый Акн, а также в окрестностях Салоников (районы Лагина и Лагадас). В середине 70-х годов ряд армянских и западных ученых встречались с этой группой армян. Они отмечали, что православные армяне острова до сих пор владеют родным языком (западный диалект армянского). Армянский быт и нравы в большинстве сохранены, однако самосознание у них уже греческое. Армянский католикос Магакия Орманян в 1910 году заметил, что хай-урумов только в Стамбуле свыше 10.000 человек. Он с сожалением отмечал, что большинство хай-урумов Константинополя предпочитали становиться греками или грузинами, чем возвращаться в лоно Армянской Апостольской церкви, так как ментально и духовно были близки к этим народам. До сих пор в Стамбуле стоит армяно-православная церковь. В городе Смирна (ныне Измир) находился известный квартал армян-халкидонитов – Басман, где имелась церковь во имя святого Вукола. Армяне-православные Измира вместе с греческим населением покинули родные края в 1922 году. Интересны также сведения о греках-урумах Грузии. Известно, что в Цалкинском районе Грузии было 3 селения греков-урумов (тюркоязычных православных греков), где население в быту использовало только армянский язык. Жители этих селений считали себя потомками хай-урумов и выходцами из Западной Армении, которые, живя в греческой среде, после принятия православия в османских архивах уже числились как греки. Ныне их потомки носят греческие фамилии с традиционными армянскими корнями и проживают в основном в районе города Ессентуки (Россия) и частично в Грузии. Еще одной группой армян-халкидонитов считают цатов. Они проживали на севере Месопотамии и на юге Армении в районах Мардина, Мидьята, Урфы. Цаты имели свои компактные поселения и жили довольно обособленно, но это не помешало им влиться в мелькитскую среду. Многие цаты примкнули к Сирийской Православной церкви, так как географически и культурно находились в тесном контакте с сирийскими православными христианами. Медленное исчезновение армяно-халкидонской среды связано с проникновением в Западную Армению тюрок, которые испытывали особую неприязнь к православию. Армяне-халкидониты подвергались жестоким гонениям, и некоторая их часть была вынуждена принять ислам (некоторые группы турок-месхетинцев, часть армян Тайка и Каппадокии). Нужно также отметить, что национальная Армянская церковь также всячески боролась с «армянским православием», в результате чего многие армяне выбирали путь ассимиляции с духовно близкими им народами, окончательно отрекаясь от национальных истоков. Таким образом, после принятия халкидонства произошла религиозная, культурная и этническая ассимиляция значительной части православных армян. Армяне-халкидониты, жившие в греческой среде, стали греками, в грузинском ареале – грузинами, а жившие между сирийскими христианами уже считались мелькитами. В последние годы история и культура армян-халкидонитов становится объектом внимания многих исследователей, однако проблема самосознания православных армян пока еще не изучена.
Арман Акопян