Бакинские короли театра, эстрады, цирка
Мало кто из поклонников популярной российской эстрадной певицы Ирины Аллегровой знает, что ее необычная фамилия – псевдоним. Вернее, это псевдоним ее отца – известного артиста театра музыкальной комедии Александра Григорьевича Аллегрова, которого по праву называли королем оперетты. Его настоящая фамилия Саркисов, но, как и многие театральные актеры, он придумал себе звучный, красивый псевдоним, который так отвечал его актерскому, да и человеческому характеру. Ведь «аллегро» в переводе означает «живой, веселый». Именно таким Александр Григорьевич был и на сцене, и в жизни. Он увлекся опереттой еще в юности, в довоенные годы, и стал, по существу, одним из создателей Бакинского театра оперетты, на сцене которого вместе с ним играли прекрасные актеры, в том числе Кеворкова и Шамкорян. А за роялем многие годы неизменно занимала свое место концертмейстера Седа Гянджецян. Аллегров был поистине любимцем бакинской публики, единственным актером, которого зрители встречали шквалом аплодисментов еще задолго до его появления на сцене, едва услышав за кулисами знакомый аллегровский голос. Из Баку он уехал после войны, когда в городе почему-то закрыли оперетту. Но в середине 50-х ее открыли вновь, и Аллегров, живший в Ростове, вернулся в родной город вместе с женой – тоже актрисой оперетты Серафимой Сосновской. 16 лет он блистал на бакинской сцене, став кумиром нового поколения любителей оперетты во многих городах страны, где его знали и почитали как одного из лучших отечественных представителей жанра музыкальной комедии. Ну, а в 1976 году заслуженный артист России и Азербайджана Александр Аллегров во второй раз и уже навсегда расстался с Баку, переехав вместе с женой и дочкой Ириной в Москву и став артистом Москонцерта. Александра Григорьевича уже нет в живых, но придуманная им фамилия постоянно украшает афиши. И «виновата» в этом его дочь.
Ирина, хоть и не пошла по стопам родителей – к оперетте ее не тянуло, но все же, как и они, связала свою жизнь со сценой. Она – заслуженная артистка России, одна из самых известных в стране эстрадных певиц.
В театральном мире Баку было немало известных актеров-армян. Достаточно хотя бы назвать народного артиста Азербайджана, актера Русского драматического театра Константина Адамова, который в течение многих лет был главным действующим лицом этой хорошо известной в стране бакинской труппы.
Я жил в Баку неподалеку от театров, был их завсегдатаем и часто посещал спектакли с участием Аллегрова и Адамова, получая огромное удовольствие от их игры. Но еще ближе этих двух театров к моему дому располагалось здание Бакинского окружного Дома офицеров (БОДО), в котором я занимался шахматами и музыкой. Музыкальная школа Дома офицеров, которой руководил профессор Шароев, славилась на весь город, многие ее выпускники становились потом студентами Московской и Ленинградской консерваторий. Я занимался у замечательного педагога – Аси Львовны Юзбашевой, многие ученики которой стали впоследствии известными музыкантами. Но, наверное, самой известной ученицей Аси Львовны была ее дочь – Наташа. Окончив Московскую консерваторию, она осталась в столице, была участницей многих престижных конкурсов, в частности, первого конкурса имени Чайковского в 1958 году. Проходя по своей улице, я еще в школьные годы часто слышал, как из расположенного по соседству дома раздаются звуки саксофона. Я, как и многие мои сверстники, останавливался и, словно завороженный, слушал популярные джазовые мелодии. В этом доме под номером 10 по улице Самеда Вургуна жил знаменитый бакинский саксофонист, легенда советского джаза, истинный король саксофона Владимир Сермакашев. Его музыкальные способности проявились очень рано. Уже в 3 года он играл на фортепиано, а в 5 лет сочинял композиции. Сермакашев был настоящим исполнителем-виртуозом. Звучание его саксофона было совершенно необычным, производило неотразимое впечатление на слушателей. Попасть на концерт с участием Сермакашева было крайне сложно, и те, кому это удавалось, могли считать себя счастливчиками. Счастливчиком мог считать себя и я, несколько раз побывав на концерте своего соседа, да еще и не один, а со знакомой девушкой.
Сермакашев в начале 60-х годов уехал из Баку. Короткое время он играл в оркестре Жака Дуваляна, а потом перебрался в Москву. Здесь, играя в популярном в ту пору в столице кафе «Молодежное» вместе с известными джазменами Алексеем Козловым и Николаем Громиным, он подтвердил славу лучшего саксофониста страны, становясь лауреатом фестивалей в Москве, Таллине, Праге. Его джазовые композиции «Вальс для Наташи», «Зимний вальс», «Танцуй со мной» исполняли не только советские, но и зарубежные оркестры. Джазмену такого масштаба было трудно оставаться в СССР, и он в 70-х годах уезжает на родину джаза – в Америку. И здесь он завоевал признание, выступая в различных ансамблях, в том числе с музыкантами легендарного Каунта Бесси. Сермакашева, который стал за океаном известен под псевдонимом Влад Вест, и в мекке джаза – в США называли блестящим солистом, виртуозом саксофона. Помимо Сермакашева в Баку было и много других прекрасных музыкантов-армян. Лучшими аккордеонистами города по праву считались Михаил Макаров (как и Сермакашев, и другой бакинский саксофонист Левон Аланакян, игравший одно время в оркестре Жака Дуваляна) и Эдуард Газаров. Великолепным мастером игры на ударных инструментах был Аркадий Дадашьян. Этот список можно продолжить, но сейчас я хочу вспомнить замечательного композитора Андрея Аванесовича Бабаева – автора опер, эстрадной музыки, музыки к кинофильмам, драматическим спектаклям. Вся жизнь его и творчество были связаны с Баку, но почетных званий в родном городе он, к сожалению, так и не получил. Впрочем, звания ему были и не нужны. Его музыку знала и любила вся страна, и это было лучшей наградой для талантливого композитора. Прошло более полувека с той поры, как на экраны Советского Союза вышли фильмы с написанной им музыкой – «Огонек в горах», «Судьба поэта», «Хитрость старого Ашира», «Я встретил девушку», но песни из этих кинолент живут и сейчас.
В конце 50-х годов на сцене Бакинского Дома культуры имени Шаумяна во время ничем вроде бы не примечательного концерта произошло знаменательное событие. Худощавый симпатичный юноша, немного смущаясь и нервничая, прочитал злободневный фельетон В. Медведева «Человека забыли». Это было первое публичное выступление Евгения Вагановича Петросяна – ныне народного артиста России, признанного мэтра отечественной сатиры и пародии. Он уехал из Баку очень рано, сразу после окончания школы, и поступил в Москве во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Уже во время учебы педагоги прочили ему блестящую актерскую карьеру и не ошиблись. Залы, где проходят его концерты, не могут вместить всех желающих послушать этого мастера сатиры, от души посмеяться вместе с ним и его женой – актрисой Еленой Степаненко. Одной из самых примечательных фигур театра Петросяна давно уже стал земляк Евгения Вагановича, еще один бакинец – заслуженный артист России Карен Аванесян. Выпускник Бакинского института искусств, он стал москвичом более 20 лет назад и сразу же обратил на себя внимание не только необычной внешностью, но и незаурядным талантом юмориста. Московский зритель давно уже полюбил Карена Аванесяна и с удовольствием ходит посмотреть на его миниатюры.
Об известных актерах-бакинцах армянского происхождения можно писать очень много. Я же хотел бы в конце своего рассказа упомянуть о знаменитой цирковой династии укротителей – Багдасаровых. Народный артист России Михаил Ашотович Багдасаров стал известным дрессировщиком еще в Баку, в местном цирке, куда пришел работать подростком. Прошли многие годы, прежде чем к нему пришла слава одного из лучших в стране укротителей, постановщика необычных спектаклей с участием хищных зверей, самый известный из которых – «Давид Сасунский» по мотивам древнего армянского эпоса. Сейчас Михаил Ашотович, давно уже ставший москвичом, – признанный ас циркового искусства, непререкаемый авторитет дрессинга. По стопам отца пошли и его дети – заслуженные артисты России Карина и Артур Багдасаровы. Их аттракцион «Тигры-шоу» в московском цирке на Цветном бульваре (с ним они гастролируют и по всей России, а также в странах СНГ) неизменно собирает огромную аудиторию, не перестающую восхищаться мастерством и мужеством отважных представителей знаменитой цирковой династии.
…Мне везло в жизни на добрых людей, чутких, внимательных учителей. Я всегда буду помнить и Асю Львовну Юзбашеву, и моих шахматных тренеров Владимира Андреевича Макогонова и Владимира Константиновича Багирова. Когда я учился в Азербайджанском политехническом институте, одним из моих педагогов был Завен Галустович Акопов (а его брат – Шаген Галустович – занимал пост проректора этого же вуза) – человек, умевший удивительно быстро находить контакт со студентами, хорошо понимать их. Более 40 лет спустя случай свел меня в Москве с Александром Завеновичем Акоповым – сыном моего учителя. Общение с этим замечательным человеком, унаследовавшим от отца доброту и чуткость, доставляет мне большую радость. Александр Завенович хоть и окончил Московский инженерно-строительный институт, но получил всероссийскую и международную известность совсем на другом поприще. В конце 90-х годов он был руководителем телеканала «Россия» (РТР), заместителем председателя ВГТРК. Возглавляя РТР, Акопов разработал и реализовал более 100 проектов, в том числе популярные программы «Жди меня», «Вокруг света», «Телепузики», сериалы «Простые истины», «Московские окна», «Марш Турецкого», «Кобра», «Бригада» и многие другие. В 2002 году создал и возглавил кинокомпанию «АМЕДИА», фильмы которой стали самыми рейтинговыми на отечественном ТВ. Продюсерские работы Акопова удостоены многочисленных наград Академии Российского телевидения, членом которой он является, призов Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, других известных кинофорумов. Когда-то заядлый игрок в КВН, участник программы «Веселые ребята» Центрального телевидения, Александр Акопов остался таким же веселым, остроумным и находчивым, каким был в годы далекой юности.
Перед читателем прошла целая галерея портретов моих знаменитых земляков - армян, игравших значительную роль в культурной жизни Баку. Большинство из них и по сей день работают на благо российской культуры. Успехов им, королям эстрады, сатиры, цирка, звездам театра и кино!
Валерий Асриян