Сей божественный храм славы
КРЫМСКОМУ СУРБ ХАЧУ – 650 ЛЕТВ самом конце июля в Крыму прошел большой праздник, 650-летие церкви Сурб Ншан и монастырского комплекса Сурб Хач, который находится в живописном уголке близ городка Старый Крым.
Крымское армянское общество и Союз армян Украины подготовились к этой знаменательной дате весьма широко и профессионально.
22 марта 2007 года Верховная Рада автономной республики Крым приняла постановление, согласно которому в монастырском комплексе проведен большой объем реставрационных работ, укреплены несущие стены, урегулирована дренажная система, построена новая асфальтированная дорога к монастырю, проведено электричество.
Начиная с января 2008 года Крымским армянским обществом были проведены многочисленные мероприятия, посвященные 650-летию монастырского комплекса. Кульминацией торжеств явился праздник, на который приехали гости из Москвы и Киева, Одессы и Ростова, Еревана, Ужгорода, Винницы и других городов Украины, России, Армении. На празднике присутствовали президент Армении Серж Саргсян, Католикос всех армян Гарегин Второй, первые лица автономии Крыма, министры Украины, Армении и АРК.
Торжественная церемония началась с праздничной литургии в церкви Сурб Ншан. Затем Католикос всех армян Гарегин Второй наградил памятными медалями тех членов Союза армян Украины, которые внесли свой вклад в реставрацию монастырского комплекса. Президент Армении Серж Саргсян в своей речи благодарил руководство Крыма за внимательное и дружеское отношение к армянской общине и к памятникам армянской культуры, а также сказал, что во время встречи с президентом Украины Виктором Ющенко последний обещал подать заявку в ЮНЕСКО о внесении комплекса Сурб Хач под охрану этой авторитетной организации. Затем состоялся большой праздничный концерт. Весь день около четырех тысяч гостей участвовали в народных гуляниях, где рекой лилось крымское вино и в достатке была представлена армянская кухня.Монастырь Сурб Хач (Святой Крест) – самый значительный и самый крупный из армянских памятников Крыма. Внешне постройки монастыря с возвышающейся дозорной башней напоминают, скорее, крепость. И это неудивительно. Христиане в Крыму находились в окружении врагов и часто становились объектом посягательств со стороны иноверцев. Престольный Сурб Хач служил резиденцией армянских епископов, которые в Средние века оказывали влияние на жизнь всей общины.
Расположенный в трех километрах южнее Старого Крыма, среди девственных буковых и дубовых лесов, монастырь на протяжении многих веков был не только религиозным центром. В его стенах создавались удивительные по красоте шедевры крымской армянской миниатюры, развивались науки – философия, история, каллиграфия. Благие дела здесь творили Мартирос Хримеци, Степанос Тохатеци, которые преподавали в монастырской школе.
Основой монастыря, его центром притяжения всегда служил храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Это самое древнее сооружение не только на территории Божьей обители, но и одна из наиболее старых армянских построек в Крыму. Высеченная в камне надпись на барабане гласит: «Сей божественный храм славы, на земле - рай древа жизни; он подобие высокого неба и обиталище [св.] Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов».
Монастырский храм наследует многие черты традиционной церковной архитектуры Великой Армении. Его отличают детали, с помощью которых зодчий стремился придать строению оригинальность. После переселения армян на Дон в 1778 году Сурб Хач потерял значение престольного. Хачкар, от имени которого получил название монастырь, как главная святыня был перенесен в Нахичевань-на-Дону. Несмотря на это, в конце XVIII века значение монастыря Сурб Хач было весьма велико.
Духовная жизнь обители продолжалась вплоть до 1924 года, когда монастырь по решению советской власти был ликвидирован. После этого здесь размещался пионерский лагерь.
Ближайшее к Сурб Хачу поселение, городок Старый Крым, расположено в 3 километрах северо-восточнее. С конца XIII до начала XV века это был один из известных городов Крыма, региональный административный центр монголо-татар, важный узел транзитной торговли Восток–Запад. Известно, что в середине XIII века на территории нынешней Старокрымской долины, рядом с поселением Сурхат, которое, по мнению ряда авторов, было основано и населено армянами, утвердилась ставка золотоордынского эмира – Крым, где проживали кипчаки, русские, аланы. Значительное число здесь составляли также сельджуки, арабы, персы. В окрестностях был иудаистский поселок. Неподалеку находились селения Кимчак и Казарат, названия которых, по всей вероятности, свидетельствуют о проживавших там когда-то кипчаках и хазарах. Быстрое экономическое развитие и территориальное расширение двух основных на тот момент поселений, Сурхата и Крыма, связанное с активизацией торговых отношений в Восточном Крыму, появление здесь в этой связи латинского квартала с преобладанием генуэзцев (так называемый «генуэзский Солгат») привели к их слиянию в одно целое вместе с близлежащими более мелкими селениями.
Судьба армянского народа сложилась так, что диаспора (спюрк) на века стала неотъемлемой частью его бытия. В случае с крымской ветвью, берущей свое начало в основном от анийских армян, мы имеем дело более чем с тысячелетней историей диаспоры. И на протяжении этого долгого времени происходило много драматических и трагических событий: армян ценили и притесняли, переселяли и депортировали. Но снова и снова очередные волны их, гонимые полчищами завоевателей, заселяли Крым. При этом с невиданным упорством повторялась извечная тема созидания культуры. Она подпитывалась внутренним единством всего армянства, узнающего единородство в своей культуре и в его столпах — языке и христианской вере. Это нашло реальное воплощение в Крыму, где, несмотря на все исторические перипетии, армянство показало себя как глубоко цельное и уникальное явление, ставшее созвучным не только культурной полифонии этой земли, но даже и ее ландшафту. Оказалось, что оно не сводится к застывшим формам культуры, это непрерывный процесс созидания ее феноменов, всего того, что сохраняет диаспору, как именно армянскую.
Григорий Анисонян