Иранский гамбит
В опубликованном ежегодном докладе Госдепартамента США главным спонсором терроризма в мире назван Иран. В документе утверждается, что Иран оказывает помощь «террористическим» организациям - Хамас, движению «Хезболла», «иракским боевикам» и талибам в Афганистане. Наряду с Сирией эта страна «предоставляет убежище, основные ресурсы и покровительство террористическим организациям», говорится в докладе. Для рядового обывателя стран СНГ Иран где-то далеко и на повседневную жизнь гражданина никак не влияет. Однако это не так…Можно нарисовать весьма мрачный, но в то же время отнюдь не абсурдный сценарий. Например, Соединенные Штаты уходят из Ирака, передав власть местному правительству. Ирак распадается на три государства, и неизбежно в конфликт втягиваются Иран – поскольку там шииты, Турция – поскольку там курды. Тут же встает вопрос с Азербайджаном, потому что в Иране живет 25 миллионов этнических азербайджанцев. Далее нестабильность захлестнет Центральную Азию, а это Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Казахстан. Они входят вместе с Россией в Договор о коллективной безопасности. То есть Россия, строго говоря, обязана в случае возникновения серьезных угроз этим странам оказать им военную помощь.
Таким образом, Иран – это рядом и очень серьезно. Я уж не говорю о том, что гипотетическое вступление Ирана в ШОС кардинальным образом изменит геополитическую ситуацию в мире.
Иран и АзербайджанЕще в 2003 году Иран намекнул, что в случае размещения войск НАТО на территории Азербайджана и Грузии он готов нанести по инфраструктуре и военным объектам этих государств превентивный удар. Еще до получения независимости азербайджанские лидеры были хорошо осведомлены о значении каспийских энергоресурсов для безопасности страны. Поэтому в рамках азербайджано-американской программы мониторинга Каспийского моря были введены в действие две РЛС на Апшеронском полуострове, одна на границе с Россией и одна в Нефтчалинском районе Азербайджана близ иранской границы. Кроме того, НАТО установило радарную систему недалеко от Баку. Все это сделано для того, чтобы покрывать азербайджанский сектор Каспия, а также улавливать сигналы с юга России и севера Ирана.
– Сотрудничество Азербайджана с НАТО находится на самом высоком уровне, – заявил 15 апреля журналистам министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров. – Мы уже приступили ко второму этапу Плана индивидуального партнерства, что важно для нас в плане углубления реформ и упрочения связей с НАТО, – отметил министр.
Хотя Азербайджан получит от Североатлантического альянса десятки миллионов долларов для «второго этапа» партнерства, пока Баку не форсирует свою интеграцию в альянс. В конце марта в интервью «Интерфаксу» президент Ильхам Алиев подчеркнул, что «уровень сотрудничества с НАТО нас устраивает», но заметил, что «как будут развиваться события в мире, таковы будут процессы в нашем регионе».
Для НАТО Азербайджан – это не только страна с богатейшими запасами углеводородов, но и укрепление позиций альянса на Кавказе и в Центральной Азии. Кроме того, политика США направлена на обеспечение надежных транспортных коммуникаций, связывающих Восток с Западом в обход России. Согласно некоторым сообщениям, США намерены контролировать воздушное пространство Ирана, Ирака, Китая, используя широкую сеть аэродромов Азербайджана. В самом Азербайджане размещение сил НАТО также считают весьма полезным, прежде всего для решения карабахской проблемы.
Иран и РоссияКстати, планы России достроить атомную электростанцию в иранском Бушере оказались под угрозой срыва. Почти месяц азербайджанская таможня не пропускала российский автопоезд с грузом для АЭС, ссылаясь на отсутствие специального разрешения. Представители российского подрядчика выражали полное недоумение по поводу возникшей проблемы. «Причина задержки груза удивила нас самих, – заявила пресс-секретарь ЗАО «АСЭ» Ирина Есипова. – Дело в том, что груз был оформлен в соответствии со всеми необходимыми российскими и международными таможенными требованиями».
Эксперты не исключают политической подоплеки событий и объясняют позицию Баку желанием проявить лояльность по отношению к США и продемонстрировать собственную силу. Во-вторых, не секрет, что Азербайджан весьма болезненно отреагировал на снятие санкций Россией в отношении Абхазии и Южной Осетии, кроме этого, в СМИ Азербайджана постоянно поднимается вопрос о якобы неприкрытой поддержке россиянами Армении в вопросе о Нагорном Карабахе.
Масла в огонь подлил и Госдепартамент США, который в своем докладе отметил, что Армения продолжает поддерживать тесные связи с Ираном, не поддерживает «санкции против иранского режима», а в самой стране «удобно отмывать грязные деньги для финансирования терроризма».
По мнению эксперта Игоря Томберга из Института мировой экономики и международных отношений РАН, «иранский президент не раз предлагал своему российскому коллеге скоординировать совместную газовую политику и, насколько возможно, поделить газовые рынки. Кроме того, возможно соглашение, по которому Россия продолжит поставлять газ Европе, в то время как Иран будет экспортировать газ на Восток. Это могло бы подорвать планы диверсификации поставок Европе, которая сильно зависит от Соединенных Штатов».
Иран и ТуркменияВ прошедшую зиму между Ираном и Туркменистаном разразился один из самых ожесточенных конфликтов по вопросу цены на газ. Хотя сам Иран обладает вторыми по величине запасами газа в мире, большая часть его энергоресурсов остается неосвоенной. Весной Тегеран вынужден был признать поражение в споре, возможно, из-за стремления иранских властей стать одним из главных поставщиков для газопровода «Набукко». Хотя против участия Ирана в этом проекте категорически выступают Соединенные Штаты. Одновременно с этим американские чиновники активно добиваются от Туркменистана обещания подключиться к западной экспортной системе, частью которой и должен стать газопровод «Набукко». Так что Ирану приходится договариваться с Ашхабадом.
Предложение Нурсултана Назарбаева о создании Центральноазиатского союза воспринято в Туркмении с интересом. Напомним, что у Ашхабада и Астаны есть совместные проекты: это газопровод в Китай и железная дорога в Иран. В частности, подписанный в октябре на встрече в Тегеране проект строительства железной дороги «Север - Юг» с участием Ирана сделает короче на 600 километров путь из Европы до портов Персидского залива.
Туркменистан участвует в модернизации российского проекта Прикаспийского газопровода, ведутся работы по строительству «трубы» в Китай и ветки в Иран. По словам туркменского эксперта Олега Лукина, «ведущий в Россию трубопровод «Средняя Азия - Центр» не подлежит серьезному расширению. Иранский же трубопровод изначально создавался в расчете на ограниченную мощность». Вероятно, поэтому президент Туркменистана Гурбангула Бердымухаммедов не против строительства нового газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия.
Кроме этого, по сообщению казахстанского издания «Деловая неделя», туркмены готовы открыть на своей территории тренировочные лагеря для подготовки натовских миротворцев, а также разместить склады и тыловые базы для снабжения войск НАТО. Таким образом, через укрепление позиций альянса Вашингтон выйдет к непосредственным границам Ирана. Это весьма тревожный сигнал для Москвы, пока ни одна из прикаспийских стран не предлагала свою территорию для присутствия на ней баз НАТО.
Иран и ТаджикистанНедавний скандал руководства этой страны с МВФ, по мнению экспертов, не обошелся без «руки Вашингтона». Говорят, что это своеобразный ответ на последние визиты и достигнутые договоренности президента Эмомали Рахмона с руководством Ирана. Особенно раздражает то, что после визита Рахмона последовало обращение Ирана о приеме его в ШОС (членами которой являются Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан), а Таджикистан не скрывает, что будет лоббировать эту заявку. На встрече министров иностранных дел Таджикистана, Ирана и Афганистана в марте было принято решение о создании единой электроэнергетической системы. Впоследствии к ней планируется привлечь и Пакистан. Иран не только поможет строить Таджикистану сеть гидроэлектростанций, но и планируется его участие в строительстве железнодорожных и автомобильных дорог, создании свободных экономических зон. Довольно бурное экономическое сотрудничество с Таджикистаном можно рассматривать как ответ Ирана на военно-политическое присутствие США в этом регионе.
По данным Госкомитета по статистике Таджикистана, товарооборот с Ираном только за последний квартал превысил в четыре раза показатель аналогичного периода прошлого года.
Иран и ШОСТаким образом, геополитическая карта региона уже в ближайшее время может круто измениться. Это произойдет в том случае, если в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) войдет Иран, а также будет создан союз Таджикистан - Иран - Афганистан. Об этом союзе пойдет речь на очередном саммите ШОС осенью этого года в Душанбе. По мнению эксперта по Таджикистану Рашида Гани Абдулло, «традиционно ориентированный на Россию Таджикистан постепенно начал менять вектор внешней политики на иранское направление».
Если Тегерану удастся реализовать свой план, то он не только серьезно укрепит свои позиции в Центральной Азии, но и получит серьезную защиту от вероятной агрессии США. Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что расширение ШОС приведет к усилению противостояния между Шанхайской организацией и Североатлантическим альянсом. Возникает вопрос: как отреагируют члены ШОС на инициативу по расширению организации? Можно предположить, что однозначно «за» выступит Таджикистан. Узбекский лидер Ислам Каримов тоже готов лоббировать интересы Пакистана и его вступление в ШОС. Китай сильно зависит от поставок углеводорода из Ирана, а вот позиция Казахстана может колебаться. Казахстан, с одной стороны, поддерживает хорошие отношения как с Россией, так и с Китаем, а с другой стороны, не захочет ссориться с США.
Еще одна проблема между потенциальными союзниками –это «конвенция о правовом режиме Каспийского моря», которая пока не решена. Иран стремится к заключению новых соглашений о торговле нефтью с Казахстаном, российские компании «Газпром» и ЛУКОЙЛ принимают участие в иранских нефтяных и газовых проектах.
Но главное – это, конечно, региональная безопасность. Понятно, что расширение НАТО может привести к тому, что между Москвой и Тегераном найдутся новые точки сотрудничества, и не только в экономической сфере. Однако если Иран по-прежнему будет демонстративно «игнорировать мировое сообщество», то это приведет только к усложнению деятельности организации и станет катализатором очередного этапа «холодной войны». Например, на днях пресс-секретарь Министерства иностранных дел Ирана Мохаммед-Али Хосейни заявил, что любые предложения, «нарушающие права иранской нации на мирное использование ядерной энергии», будут отвергнуты.
В ответ на принятие Ирана в ШОС однозначно в НАТО войдут Грузия и Украина, и, скорее всего, резко «ускорится» Азербайджан, к чему все это может привести, одному Богу известно…
Сергей Расов, публицист