Бакинские наследники генерала Карабекира
Командующий Восточным фронтом турецкой армии генерал Кязим Карабекир, выражая суть политики Турции, целью вторжения в конце лета 1920 г. на территорию Армении объявил желание «стереть Армению с карты Кавказа» и довершить резню армян. Это ему не удалось. Путь агрессору, хорошо вооруженному на деньги большевистского правительства России, преградила значительно уступавшая интервентам по силе армия первой Республики Армения, которая одновременно держала фронт на северо-востоке страны против объединенных сил 11-й Красной Армии и войск советизированного Азербайджана.
В наши дни, почти сто лет спустя, официальный Баку решил реанимировать захватнические и геноцидные замыслы своего соплеменника из Османской Турции. Президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил 17 января 2008 г. с сенсационным заявлением о том, что «в мае 1918 г. город Иреван (т.е. Ереван) был подарен армянам и это было большой ошибкой. Иреванское ханство – это азербайджанская земля и армяне здесь пришлые».
И сразу же в порыве «адабрямс» это «историческое открытие» стало, как сообщает бакинская газета «Зеркало», предметом обсуждения в Милли меджлисе республики. 11 февраля вице-спикер парламента Бахар Мурадова заявила, что Милли меджлис примет соответствующее «решение по поводу армянского государства, возникшего на исторических азербайджанских землях». По ее словам, уже созданная парламентская комиссия рассмотрит этот вопрос и выявит «документы, доказывающие, что эти земли были исконно азербайджанскими» и были оккупированы армянами.
Словопрениям в парламенте предшествовал 7 февраля «круглый стол» в бакинском центре Ататюрка с участием членов Милли меджлиса от правящей партии, историков, политологов и других представителей, так сказать, интеллектуальной элиты Азербайджана. Выступавшие утверждали, что большая часть территории нынешней Армении – это «исконно азербайджанские земли», что «решение Национального Совета Азербайджана от 29 мая 1918 г. об уступке Эривани Армении было предательством» и т.д.
Особенно усердствовали азербайджанские историки, которые давно уже жонглируют фактами из истории, словно наперсточники на базаре. Директор Института истории НАН Азербайджана, депутат Милли меджлиса Ягуб Махмудов решил блеснуть своей «ученостью» и сослаться аж на древнегреческого историка Геродота для подтверждения азеровского тезиса, будто «армяне пришлые» на Кавказе и в Малой Азии. «Но сам отец истории Геродот писал, что армяне прибыли в Азию с Балканского полуострова», – патетически заявил он. Но сей ученый муж – то ли не знал, то ли решил сжульничать – умолчал, что Геродот писал об этом в V веке до нашей эры, и то о событиях глубокой древности, когда ни турок, ни азеров и в помине не было. Напомним Махмудову и ему подобным, что о Кавказской Армении писали уже в начале нашей эры еще Страбон, Святоний, Плиний Старший, Плутарх, Клавдий Птоломей, Тацит, Аппиан, Ксенофонт и другие, но никто из них не заметил, однако, «древних» азеров и турок. А не заметили их по одной простой причине: в мире тогда вообще не было ни азеров, ни турок. Их предки – турко-сельджуки – дикие кочевники из Центральной Азии, Алтая и Монголии появились на Кавказе и в Малой Азии лишь в конце 11 и начале 12 веков.
Что же касается «широкого жеста» с «дарением» Еревана армянам, то следует напомнить, что после провала в марте 1918 г. вооруженного мятежа против власти большевистской России в лице Бакинской коммуны – инспирированное Турцией вооруженное выступление этого Национального Совета было жестко подавлено – это «правительство» Азербайджана укрылось в Гяндже. Причем его власть распространялась только на мусульманскую часть города. Это самозваное мусаватистское правительство с не меньшей щедростью могло подарить армянам хоть Луну или же на худой конец Константинополь, Нью-Йорк или Лондон, они ведь все равно ему не принадлежали.
Территориальный зуд азеров появился сразу же после провозглашения в мае 1918 г. Азербайджанской демократической республики. Ее делегация на Парижской мирной конференции представила в 1919 г. напечатанную по ее заказу частным картографом в Париже карту Закавказья, на которой «границы» Азербайджана проходили чуть ли не в пригородах Еревана и Тифлиса.
Агрессивные поползновения на чужие территории, после понятного затишья в советское время, вновь были озвучены, когда возникла нынешняя Азербайджанская Республика, объявившая себя преемницей мусаватистского Азербайджана и перенявшая тем самым «родимые пятна» созданного Турцией государства.
В 1998 г. президент Гейдар Алиев подвел под эти агрессивные замыслы эмоциональную базу в форме указа «О геноциде азербайджанцев», якобы осуществленном в течение 200 лет руками армян. Этот президентский документ фактически сформировал агрессивные планы правящих кругов Азербайджана. Так, руководитель пресс-службы азербайджанского министерства обороны Рамиз Меликов заявил: «Нынешняя Армения построена на исторических азербайджанских землях. Думаю, что через 25-30 лет эти территории вновь перейдут под юрисдикцию Азербайджана».
Непонятно только одно: когда же они были под «юрисдикцией Азербайджана», если это государство возникло лишь в 1918 г., а до этого земли, на которые сейчас претендует Баку, входили как часть Армении в состав Российской империи!
Серию агрессивных антиармянских тирад венчают недавние рассуждения президента И.Алиева о том, что война еще не закончилась, а закончился «только ее первый этап» и что «армяне пришли в Азербайджан в качестве гостей, а затем выступили с территориальными претензиями».
Выступая 11 января на заседании правительства, И.Алиев заявил: «Наша армия в любой момент должна быть готова освободить родные земли от оккупантов, и на самом деле она готова к этому». Он предложил армянам «покинуть Карабах и создать второе армянское государство для себя где-нибудь в другом месте», если не согласны на «широкую автономию» в пределах Азербайджана. Можно представить, как будет функционировать эта «автономия» в обстановке разнузданной ненависти к армянам как к коренному этносу, в обстановке вопиющего в стране нарушения прав национальных меньшинств, гражданских прав, свободы слова и печати, преследования за политические убеждения и т.д.
В отличие от справедливого возмущения мирового сообщества угрозами, раздающимися в адрес Израиля, подобные угрозы официального Баку проходят мимо ушей государственных мужей «цивилизованного мира». Не видят на Западе и то, какая в Азербайджане ведется разнузданная пропаганда войны и ненависти к армянам, как психологически готовят население к войне с соседним государством. Эта антиармянская пропаганда достигла такого накала, который превосходит по своей интенсивности и размаху антиеврейскую пропаганду в нацистской Германии.
Дело доходит до курьезов, столь анекдотических, что возникает сомнение относительно психического здоровья определенных кругов в стране. Один пример для иллюстрации. В один из декабрьских дней прошлого года в бакинском аэропорту Бина вдруг занервничала служба безопасности. Переполох агентов спецслужб вызвала фамилия одной из транзитных пассажирок, следовавшей из Китая в Россию. В списке значилась русская женщина под китайской фамилией Лисиньцзянь и по отчеству Генриховна. Этого было достаточно, чтобы гражданку России, взявшую после замужества фамилию супруга-китайца, бдительные стражи сняли с самолета для «выяснения личности». Она ждала в аэропорту девять часов, пока азеровские пинкертоны выясняли личность транзитной пассажирки, чтобы убедиться в том, что дама с фамилией, оканчивающейся на «цзянь», не армянка и не заслана с диверсионным заданием. До какого же исступления надо довести свой народ, чтобы в китайской фамилии усмотреть созвучную ей армянскую фамилию «Лисициан». А ведь «государевыми слугами» работают не торговцы зеленью по совместительству.
Чем вызван очередной всплеск откровенно провокационных угроз официального Баку в адрес Армении и НКР?
Наблюдатели связывают всю эту фанаберию с предстоящими в октябре 2008 г. президентскими выборами. Несмотря на все бахвальство и жонглирование экономическими показателями в духе советского слогана «широко шагает Азербайджан», значительные слои населения не ощущают на себе обещанных плодов от «нефтедолларовых» доходов. Не притупляется острота социально-экономических проблем. 29 процентов населения все еще живет ниже черты бедности, безработица продолжает выталкивать азербайджанцев из страны, остро ощущается жилищный кризис, кризис здравоохранения и т.д. Тем не менее часть нефтедолларов, которая не оседает на тайных счетах в западных банках, а возвращается в казну, расходуется на гонку вооружений и на финансирование проектов, возвеличивающих основателя нынешней правящей династии.
Переключение внимания избирателя на внешние проблемы и угрозы – обычный прием в авторитарных странах. Хотя Ильхам Алиев вряд ли столкнется с серьезным претендентом на пост президента – «карманная» оппозиция играет предписанную ей роль, свободная пресса задавлена, журналисты, высказывающие неугодное власти мнение, сидят в тюрьме, равно как и серьезные политические оппоненты – тем не менее Алиев активно разыгрывает внешнеполитическую карту, использует бряцание оружием, угрозу силой решить нагорно-карабахский конфликт настолько активно, что может оказаться пленником своей бравады.
Импонирует ли это настроениям в обществе? К сожалению, да. Благодаря этой риторике он наращивает собственную популярность, получает поддержку избирателей. Отсюда и стремление поддерживать на приемлемом для себя уровне реваншистские настроения. Но это очень опасная игра в политику. Не искушенный в тонкостях такого рода политической игры, азербайджанский избиратель, охваченный к тому же реваншистским психозом, может принять утопические обещания и бахвальства президента за чистую монету и предъявить потом счет. Такая опасная игра имеет ведь свою логику. Достигнув критической отметки, реваншистский психоз уже развивается по своим законам, он захлестывает все и вся. Ведь поверила же вице-спикер парламента республики Бахар Мурадова в то, что «сейчас Азербайджан имеет могучую армию». Причем, по ее словам, сейчас «Северный Азербайджан (не просто Азербайджан, а именно «Северный», имея, по-видимому, в виду, что предстоит еще присоединить иранский «Южный Азербайджан») приобрел способность выражать себя в сообществе стран мира». Надо полагать, что это «самовыражение» Баку в их умах трансформируется в территориальные претензии к Ирану, Армении и к другим странам Кавказа. Но если такое заявляет вице-спикер Милли меджлиса, то что можно говорить об азеровском обывателе?
Азербайджанское руководство, судя по всему, уповает на молниеносную войну. Но, по общему мнению многих серьезных экспертов, блицкрига не получится. Если намерение Гейдара Алиева «задавить армян» в 1992-94 гг. потерпело фиаско (хотя Баку имел подавляющее преимущество и в живой силе, и в вооружении), то могут ли горячие головы в Баку рассчитывать на иной исход сейчас, когда им противостоят не слабо вооруженные, как тогда, отряды ополченцев Нагорного Карабаха, а хорошо вооруженная, хорошо обученная и имеющая боевой опыт войны в горах Армия обороны НКР и не менее боеспособная братская армия Республики Армения. Но дело не только в оснащении и подготовке армий.
Определяющим, считают эксперты, является мотивация. Армяне, в отличие от азеров, будут сражаться не просто для того, чтобы удержать позиции, а за землю предков, за жизнь, за физическое выживание, памятуя, что альтернативой будет очередной геноцид. А это уже другой характер войны! Война будет тотальной, не на жизнь, а на смерть, поскольку азеры грозят уничтожением армян как таковых не только в Нагорном Карабахе.
«Аналитики сомневаются в способности Азербайджана справиться с Нагорным Карабахом в одиночку без помощи извне», писала газета «РБК daily» (28 ноября 2007 г.) и в подтверждение этого вывода привела мнение эксперта Московского института политического и военного анализа А.Храмчихина: «Азербайджанская армия сегодня не сможет победить даже Армию обороны Нагорного Карабаха».
Бесспорно, блицкриг обречен на провал. А любая затяжная война неизбежно приведет к полному поражению Баку во всех отношениях. Новая агрессия азеров, в отличие от первой авантюры, которая завершилась потерей семи районов вокруг НКР, будет проходить в иных геополитических условиях. Тотальный характер такого вооруженного столкновения не может не коснуться экономических интересов ряда стран Запада.
Собравшимся в поход азеровским «лордам мальбрукам» следовало бы прислушаться к мудрому совету видного российского дипломата Владимира Казимирова, бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ, в течение многих лет занимавшегося нагорно-карабахским конфликтом. «Всем очевидна неосуществимость военных угроз Баку из-за реального соотношения сил сторон конфликта, – отмечалось в докладе российского дипломата, зачитанном на недавней в Ереване конференции «Страны Кавказа и Ближнего Востока – возможные партнеры в процессе формирования системы региональной безопасности»… – При всей своей несостоятельности на ближайшие годы реваншизм Баку уродует психику новых поколений, нагнетает недоверие и ненависть… Тщетность расчетов на блицкриг и пагубность затяжной войны очевидны и для Баку, но верхам выгодно морочить голову иллюзией скорого реванша. К тому же там скрывают не только происхождение оккупации, но и возможный ход военных действий: более высокую мотивацию у армян, поставленных историей и географией перед проблемой выживания – стимулы престижа или интереса у Азербайджана слабее. Азербайджанская Республика и в нынешних условиях не стоит перед проблемой выживания, но новой войной как раз создаст ее себе».
Высказанную в щадящих выражениях, как и подобает дипломату, мысль В. Казимирова конкретизировал в довольно-таки жестком заявлении министр обороны Армении Микаэл Арутюнян, который отошел от присущей Еревану политики умалчивания и игнорирования угроз Баку. «Мы готовы, – подчеркнул министр, – нанести контрудар и разгромить те вооруженные силы, которые попытаются нарушить спокойствие нашего народа. Они не смогут пройти и шага вперед, будьте уверены, мы готовы к этому!» Министр заверил, что армия республики готова не просто к оборонительным, но и к контрнаступательным действиям: «Если руководство Азербайджана говорит о 20 процентах потерянных территорий и одном миллионе беженцев, что будет, если они потеряют еще 20 процентов и у них появится 2 миллиона беженцев?»
Вернусь к вопросу о «дарении Иревана» армянам и «исконных азербайджанских землях» в Армении. Это – ложь, вызванная давнишним желанием «удревнить» себя. Азеровские квази-историки давно фальсифицируют историю своего народа, присваивая историю и культуру других народов, в том числе христианских, только чтобы «удревнить» народ, который вошел в современную историю как «кавказские татары». Причем эта фальсификация сопровождается уничтожением памятников материальной и духовной культуры тысячелетней давности, включая древние захоронения армян, чтобы объявить эти территории «исконно азербайджанскими». Тем не менее азеровские фальсификаторы не могут не знать, что после Туркманчайского договора 1828 г. на землях, отошедших к России от Персии и Османской империи, была образована Армянская область. Заметьте, не тюркская, не кавказско-татарская и тем более не мифическая азербайджанская, а именно Армянская.
В рескрипте императора Николая I от 21 марта 1828 г. по случаю заключения Туркманчайского договора между Россией и Персией указывалось, что «Ханство Эриванское и Ханство Нахичеванское – часть древней Армении – пали во власть Победителя». А в другом указе императора – правительствующему Сенату повелевалось эти два ханства «во всех делах именовать отныне Областью Армянскою и включить оную в Титул Наш». Как же тогда в 1918 г., т.е. почти 100 лет спустя, на карте Кавказа могли появиться «подаренные» армянам «Иреванское ханство» или «Иреван»?
Достойно сожаления, что президент Азербайджана, да к тому же выпускник МГИМО и кандидат исторических наук, не знает общеизвестных исторических фактов. Причем не только озвучивает очередную ложь шарлатанов от науки, но и собирается строить свою политику в отношении Армении на перспективу, исходя из этой лживой и поэтому порочной предпосылки. Похоже, Баку объявляет Армении перманентную войну за возвращение мифических «исконных азербайджанских земель». Можно ли считать это ответственным поведением главы государства? И не следует ли правительству Армении официально внести в Совет Безопасности ООН вопрос об агрессивных посягательствах Азербайджана на армянскую государственность, об угрозе новой этнической чистки и нового геноцида? Это не детские шалости, а серьезная угроза, которую предпочитают не замечать на Западе, одурманенном запахом нефти.
Артем Меликян,
политолог, Москва