Лучшие категории

» » » Кто догрыз в Ереване «Обглоданную кукурузу»?
Туры в Армению

3526

9 февраля 2015

Кто догрыз в Ереване «Обглоданную кукурузу»?

Четырнадцатиэтажный Дворец молодежи, прозванный в народе «Кукурузой», почти тридцать лет считался одним из узнаваемых символов Еревана, которым по праву гордились местные жители и который обязательно показывали гостям армянской столицы. Впрочем, шедевр модернистской архитектуры середины 70-х не заметить было просто невозможно: расположенный на скалистой возвышенности, он прекрасно просматривался практически из любой точки Еревана.

Кто догрыз в Ереване «Обглоданную кукурузу»?А помнишь, как все начиналось?
А начиналось все в далеких шестидесятых, когда в СССР решили построить дворцы молодежи в столицах всех союзных республик. В Армении почетное задание поручили архитекторам Грачу Погосяну, Артуру Тарханяну и Спартаку Хачикяну, которые впоследствии будут удостоены престижной премии Ленинского комсомола в области архитектуры. Но это случится лишь в 1981 году, а поначалу конкурсная комиссия не одобрила оригинальный проект ввиду слишком откровенного акцентирования на «новой западной архитектуре». Хотя наряду с модернистскими решениями явно прослеживалось и обращение к национальной тематике. Во внутреннем оформлении присутствовали фрески с изображением Армении и выточенная из дерева карта республики, приковывали внимание гобелены ручной работы и красочные витражи Дворца бракосочетания. Да и снаружи арки и террасы открытых балконов напоминали скальное зодчество древних армян. А само здание, построенное из традиционного серого базальта, прекрасно вписывалось в естественный горный ландшафт.

«Торжественное открытие Дворца молодежи, расположенного в начале старейшей улицы Еревана, вылилось в истинный праздник молодости, на котором присутствовало все руководство республики, – писал авторитетный научный журнал «Архитектура Советской Армении». – Над комплексом доминирует круглый высотный объем гостиницы, обтекаемая форма которого равнозначна при обозрении со всех точек. Верхняя часть ступенчатого цоколя выполнена террасами и арочными перекрытиями из базальта различной обработки, а в интерьерах использованы мрамор, фельзитовый туф, разноцветные природные камни. Здесь в едином ансамбле объединены универсальный зал на 1000 мест, библиотека, бассейн, выставочный зал, дискотека, киноконцертный зал на две тысячи человек, гостиница, банкетный зал, ресторан, кафе, магазины, а также зал бракосочетания, где 7 апреля 1979 года состоялась первая регистрация брака».

Во Дворец молодежи можно было подняться по широким лестницам от сквера Абовяна, что, кстати, очень нравилось молодоженам. Именно здесь зародилось армянское рок-движение и проходили концерты с участием заезжих звезд. Сюда на республиканские рок-фестивали съезжались музыкальные группы и их фанаты из Ленинакана, Сисиана, Кировакана. Было еще кафе с вращающимся полом, прозванное «Седьмым небом», видимо, по аналогии с Останкинской телебашней. Отсюда открывалась панорама древней армянской столицы и вид на библейскую гору Арарат. По вечерам сюда частенько заглядывали студенты, артистический бомонд и местная элита, чтобы пофилософствовать о смысле жизни за чашечкой ароматного кофе. Чуть позже, вопреки твердой линии партии и комсомола, здесь официально открылась первая в Союзе дискотека. Это действительно было смелым решением, поскольку к пропаганде идей загнивающего Запада партийные чинуши относились крайне подозрительно. Но зато тогдашней молодежи новаторские идеи казались предвестником новой жизни.

«В каком-то смысле Дворец молодежи действительно стал символом новой, более свободной жизни, – вспоминает дочь создателя архитектурного чуда Анаит Тарханян. – Свою мечту о независимой Армении отец постарался воплотить в этом здании. Говорят, что мысли и чувства, вложенные творцом в свои произведения, передаются затем другим людям. Возможно, так оно и случилось: ереванцы полюбили стометрового красавца, видя в нем надежду на новые перемены». Как писала пресса того времени, ажурная башня дворца оптимистично устремлена ввысь. Гигантский цилиндр с овальными окнами увенчан «летающей тарелкой» смотровой площадки. В формах башни нет привычной традиционности, и поэтому она больше похожа на готовый к старту межгалактический корабль. Однако космический эпитет почему-то не прижился, и в обиходе появилось несколько вариаций другого, более приземленного названия: «Кукурузник», «Кукуруза», «Крцац кукуруз», что в дословном переводе означает «Обглоданная кукуруза». Придуманное шутниками название настолько точно отражало стиль архитектурного бренда, что даже без знания армянского языка нетрудно было догадаться, на сходство с каким растением намекала народная молва. И хотя прижившееся словосочетание «обглоданная кукуруза» вроде и звучало грубовато, тем не менее всегда произносилось с доброй иронией еще около двух десятков лет. Пока в жизни нашей страны не наступили большие перемены.

Почти детективная история
С наступлением новых времен архитектурному красавцу пришлось несладко. В 2004 году «прихватизационная» эпопея не обошла стороной и армянского колосса, выкупленного компанией «Авангард моторс» по 40 долларов за кв. метр. Очень скоро новый владелец, позабыв о своих обещаниях сохранить старый облик строения, амбициозно заявил, что собирается построить на этом месте «восьмое чудо света» в соответствии с новыми эталонами урбанистической красоты, куда якобы не вписывается высота потолков гостиничных номеров. А следом в качестве основной причины сноса здания неожиданно появляется версия об аварийном состоянии. Однако, по мнению специалистов института «Армпроект», строение обладало уникальными инженерными решениями и нуждалось в укреплении лишь отдельных узлов. И все же в 2006 году Дворец молодежи демонтировали на основании выданного столичной мэрией в октябре 2005 года разрешения за номером 40.?«Его снесли под предлогом якобы полного несоответствия современным требованиям сейсмостойкости, так как карта районирования землетрясений после трагедии 1988 года была переведена на девятибалльную шкалу. Но точно так же можно снести и весь Ереван, поскольку все построенные в советские годы сооружения рассчитывались на 7-балльный критерий, – отметила в одном из интервью правопреемница авторских прав своего отца Анаит Тарханян. – Между тем Дворец молодежи как объект общественного назначения изначально учитывал возможность удара стихии до 10 баллов. Вот и получается, что более сейсмостойкий Дворец молодежи снесли раньше ослабленных построек и даже аварийных зданий, которые, кстати, сегодня в Армении не разрушают, а укрепляют».

Поспешный снос Дворца молодежи вызвал волну противоречивых мнений. Утверждалось, что выручка собственника при реализации на вторичном рынке сырья демонтированных конструкций и стройматериалов как минимум втрое перекрыла все расходы по приобретению здания. И хотя не принято считать деньги в чужом кошельке, тем не менее приходится констатировать, что буквально за копейки по отношению к национальной культуре был совершен не поддающийся никакой логике вандализм. «Случившееся еще можно понять, если бы симметрично имелся солидный инвестиционный проект с соответствующим финансированием под новое строительство. Но на деле оказывается, что необходимых финансовых средств нет, а проводимые международные конкурсы на строительство гостиничного комплекса остаются лишь тщетной попыткой пустить пыль в глаза общественности», – считает архитектор Грач Погосян.

Кстати, в данном случае слово «пыль» не только образное выражение, поскольку в районе разрушенного здания еще несколько лет назад действительно было очень пыльно. При этом, по данным общественной организации «Эколур», особенно высокая концентрация наблюдалась в центре города. Согласно муссируемым слухам, застройщики вплотную занялись добычей базальтовой руды, которая была обнаружена при бурении на глубине девяти метров. Но проверить сие невозможно, поскольку все, что находится за железным забором, охраняется как режимный объект. Хотя сверху все же хорошо просматривается техника «двойного назначения»: тракторы, бульдозеры, камнерезные станки, экскаваторы, грузовики. Причем хорошо видно, что копошатся они отнюдь не для возведения нового здания. Между тем Министерство экологии РА категорически отвергло тогда наличие базальтового карьера в центре Еревана, хотя запасы этой вулканической породы на территории Дворца молодежи были обнаружены еще в советские годы. По мнению Грача Погосяна, за прошедшие годы отсюда вывезли не менее 200 кубометров базальтовой руды и крошки. «Возможно, рудник уже исчерпал себя, однако проект строительства нового комплекса так и не появился. Много лет это пространство зияет пустой панорамой», – говорит он. Однако даже после демонтажа ереванцы продолжают называть незримый фантом по-прежнему – «Кукурузой». Проезжая по городскому серпантину мимо развороченной стройки, многие до сих пор со вздохом замечают, что армянской столице очень не хватает этого оригинального здания.

Вместо послесловия
Впрочем, общественность периодически успокаивают обещанием реализовать на этом месте новый архитектурный проект. Так, несколько лет назад был объявлен очередной международный конкурс на лучшую архитектурную концепцию многофункционального бизнес-комплекса с пятизвездочной гостиницей Intercontinental. Победителями стали японские архитекторы, пообещавшие сделать через несколько лет новым и самым высоким архитектурным символом столицы многофункциональный комплекс с вертикальной доминантой в 101 метр. По задумке японцев, контур будущего восьмого чуда света должен напоминать силуэт Арарата, поскольку Кийакацу Араи совершенно верно уловил священную энергетику библейской горы для армян. «Это чувство очень понятно нам. Ведь для моих соотечественников такой же сакральный смысл несет и наша Фудзияма, – поделился тогда он своим видением новой архитектурной концепции. – Поэтому в нашем случае если у комплекса и будет конкурент по высоте, то лишь расположенный на горизонте Арарат. После завершения строительства вы почувствуете, как наше строение обнимет город и вас». Не очень понятно, как насчет объятий в будущем, но то, что снесенное творение замечательных армянских зодчих было визитной карточкой Еревана, остается бесспорным фактом. А вот станет ли новый комплекс таким же символом армянской столицы? Хотя, как показало время, и этот проект вскоре канул в Лету по непонятным причинам.

Наталья Оганова
Источник: https://noev-kovcheg.ru/mag/2015-02-03/4936.html